«ЛЕНТА СОБЫТИЙ» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Российские ученые предложили новый метод определения возраста пирита — наиболее распространенного рудного минерала на Земле, который образуется в ходе самых разнообразных геологических процессов. Подход, в отличие от классических, прост и точен, а для его проведения достаточно всего одного миллиграмма вещества. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Geosciences.

Описание истории любого объекта, будь то древнее животное, постройка или даже руда, невозможно без определения его возраста. Так, в датировке геологических процессов используют методы геохронологии и работают в основном с нерудными минералами, к которым относятся негорючие неметаллические ископаемые. Рудные минералы тоже становятся объектами исследований, хотя и не так часто. Один из них — похожий на золото дисульфид железа, называемый пиритом, — образуется в результате разных геологических событий, а потому может служить относительно универсальным источником информации о возрасте породы.

Наиболее распространенный метод датировки сульфидов — рений-осмиевый, когда высчитывают возраст объекта исходя из количества изотопов и периода полураспада соответствующих элементов. Однако он довольно сложен, а точность низка, кроме того, для анализа нужно почти полграмма вещества, а их не всегда возможно достать. Ученые РУДН (Москва), СПбГУ (Санкт-Петербург), Института геологии и геохронологии докембрия (Санкт-Петербург), Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (Москва) и Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН (Москва) предложили альтернативный метод.

«В последнее десятилетие много исследований выполнено по поведению радиогенного гелия в минералах, чего ранее не делалось в геохронологии. Датирование пирита на основе изотопов урана, тория и гелия (U-Th-He) имеет несколько потенциальных преимуществ по сравнению с традиционной рений-осмиевой методикой. Во-первых, для этого требуется всего 1 мг материала. Во-вторых, методология проще, и ее реализация финансово менее затратна», — подчеркивает доктор геолого-минералогических наук Илья Викентьев, профессор Департамента недропользования и нефтегазового дела РУДН.

Авторы апробировали свой подход на образцах пирита из крупного золотого месторождения Новогоднего-Монто, запасы которого составляют порядка 33 тонн. Анализ 70 частиц размером 0,2–0,5 мм и массой 1–2 мг позволил датировать минерал возрастом 382 миллиона лет, что совпало с оценкой по рудоносной геотермальной активности.

«Это второй пример успешного применения изотопной системы U-Th-He для датирования пирита и первое успешное применение для пирита из измененных пород, поэтому наша работа обеспечивает следующий важный шаг в развитии методики. Однако есть еще много вопросов, которые необходимо решить, чтобы сделать этот подход широко применимым и надежным. В перспективе U-Th-He изотопная система для пирита станет полезным инструментом для геохронологии многочисленных геологических процессов, сопровождавшихся кристаллизацией сульфидов», — подводит итог Илья Викентьев.